Экспериментальные данные
Используя экспериментальные данные об изотопном составе озерных и речных вод и атмосферного водяного пара на пяти станциях, расположенных вокруг оз. Иссык-Куль, В. С. Брезгунов с соавторами 1979] произвели оценку изотопного состава водорода и кислорода атмосферной влаги над озером. Для этой цели они воспользовались моделью фракционирования изотопов при взаимодействии водоема с атмосферой и соответствующим выражением для изотопного состава пара испаряющейся из водоема воды.
Далее на основе анализа данных об изотопном составе атмосферных осадков и водяного пара над озерами были найдены пропорции смешения водяного пара верхних слоев атмосферы, приносимого извне и местного «озерного» водяного пара. Положение точек пересечения линий испаряющейся влаги I, II и III на рис. 31 с линией смешения IV позволило оценить доли двух компонент атмосферного пара в атмосферных осадках, выпавших в июне 1975 г. в различных районах Иссык — Кульской котловины — Было найдено, что в западной части котловины атмосферные осадки практически полностью формировались из внешнего регионального водяного пара. Осадки восточной части котловины содержали 20 % озерного и 80 % регионального пара. Максимальная доля озерного пара отмечена в центральной части котловины у станций Чолпон-Ата, Покровка и Большая Кызылсу.
Изменение изотопного состава речных вод за счет испарения можно наблюдать на примере Нила. Относительное содержание дейтерия в период паводка в речной воде у Хартума составляло -23 %о, у Каира -21 %.
В меженный период эти величины соответственно равнялись +1,5 %о и +1,6 %о. Отсюда следует, что на отрезке между Хартумом и Каиром Нил теряет на испарение около 3 % своей вода.
Примером, иллюстрирующим влияние испарения на формирование изотопного состава в большой континентальной системе, является бассейн Великих озер и р. Св. Лаврентия в Северной Америке.